Осенью 2003 года в Москве стартовала программа создания сети магазинов «шаговой доступности» («Программа по созданию системы социальных продовольственных магазинов шаговой доступности» – прим. ред.). В рамках данной инициативы торговые точки «рядом с домом» должны были получать в аренду муниципальные помещения по льготным арендным ставкам. Московское правительство активно занялось ликвидацией торговых палаток и немало в этом деле преуспело, открыв тем самым обширные потоки клиентов магазинам «шаговой доступности». RealEstate.ru выяснил, по каким законам развивается этот сегмент рынка сегодня.
Столичный рынок ритейла подошел к очередному этапу своего развития. Хотя за последние несколько лет сегмент крупноформатных торговых центров приблизился к насыщению, потребность в торговых площадях по-прежнему крайне высока. Но сегодня и в среднесрочной перспективе ритейл нуждается не столько в крупноформатных, сколько в микрорайонных торговых центрах. Пока спрос в этом сегменте значительно превышает предложение, а потому новым трендом становятся инвестиционные проекты строительства микрорайонных торговых центров, считают представители компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость».
Обзор рынка офисной недвижимости за I полугодие 2008 года Совокупный объем предложения качественных офисных помещений во вновь построенных и реконструированных объектах класса «А» и «В» на конец полугодия оценивается на уровне 7,1 млн. кв.м. Высокий спрос на качественные офисные площади способствует сохранению на высоком уровне темпов поглощения выходящих на рынок офисных объектов: доля вакантных площадей остается на низком уровне. Рост арендных ставок составил порядка 10-12% в сегменте офисов класса «А» и «В».
Идея переместить промзоны из центра Москвы возникла еще в 1980-х годах. В 1930-х годах облик города формировался без какого-либо генерального плана. Более того, площадь Москвы была значительно меньше, и по мере ее разрастания вширь внутри жилых анклавов и престижных районов оказывались заводы и фабрики.
Рынок офисной недвижимости сохранил основные тенденции первого квартала. Темпы роста ставок аренды, продаж и предпочтения клиентов остались на том же уровне