У клиентов совсем другие проблемы, чем год или даже полгода назад. Их волнует не как потратить свободные миллионы долларов, а как сэкономить на издержках и минимизировать потери доходов. Поэтому относительное благополучие сегодня гарантировано только тем консультантам, которые готовы оказать собственнику недвижимости первую помощь и провести экспресс-диагностику его бизнеса либо предложить нестандартный ход выжившим девелоперам, все еще готовым вкладывать деньги в строительство новых офисов, складов и торговых площадей.
Скромнее надо быть Практически все опрошенные «НП» игроки местного рынка уже завершили «оптимизацию» штатов и искренне надеются, что идти на дальнейшие сокращения не придется. В среднем персонал секвестирован на 20-25%. (Мы рассчитываем на искренность топ-менеджеров, согласившихся ответить на наши вопросы. — «НП».)
В меньшей степени пострадали относительно небольшие фирмы, а также компании, которые занимались консалтингом и брокериджем в связке с услугами по управлению и эксплуатации. Например, в Becar Realty Group расстались примерно с 15% сотрудников, в компаниях АРИН и LCMC — с 10%, единичные сокращения происходили в Maris Properties/CBRE, в «АйБи ГРУПП» увольнений не было.
Тяжелее пришлось фирмам, которые стремительно развивались в последнее время, играя на опережение и отчасти набирая специалистов «про запас». К примеру, по оценке экспертов компании «Анкор Недвижимость и Строительство», количество консультантов за последние два-три года увеличилось на петербургском рынке в полтора-два раза.
«Не буду скрывать, что нам пришлось сократить около 40% сотрудников, — говорит генеральный директор компании «Knight Frank Санкт-Петербург» Олег Барков. — Это связано с тем, что мы стремились обеспечить максимально полную линейку услуг и хорошую инфраструктуру бизнеса. На некоторые направления брали людей авансом».
В Praktis CB до конца 2008-го урезали штат примерно на 50%, но в начале года в отделе стрит-ритейла появилось восемь новых брокеров (взамен десяти уволенных).
Жертвами кризиса в основном стал обслуживающий персонал, среди специалистов в первую очередь пострадали аналитики, маркетологи и консультанты.
Практически все опрошенные «НП» руководители переживают из-за расставания с профессионалами, но «не для печати» сообщают, что наконец-то удалось избавиться и от балласта.
В основном компании не идут на снижение зарплат, зафиксировав прошлогодние рублевые заработки сотрудников. «Мы сделали это потому, что предсказать развитие ситуации очень трудно. Дальше будем следовать за рынком и готовы быть гибкими», — комментирует генеральный директор Colliers International St. Petersburg Борис Юшенков.
Некоторые фирмы снизили фиксированную часть зарплаты (причем, как правило, топ-менеджеры пошли на бОльшие жертвы, чем рядовой персонал). При этом комиссионные не урезают. «Система мотивации у нас отлажена так, что эффективные сотрудники за счет бонусов и агентского вознаграждения сейчас могут заработать даже больше, чем до кризиса», — поясняет Олег Барков.
Экспресс-креатив Живее всего дела сегодня обстоят у брокеров. Причем если прежде их нанимали в основном арендаторы, озабоченные поиском подходящего помещения, то теперь в роли заказчиков главным образом выступают собственники, которые пытаются бороться с оттоком клиентов.
«В нынешней ситуации мы не готовы уступать по комиссионным, которые традиционно составляют месячную арендную плату за объект или в среднем 4% от суммы сделки купли-продажи. Напротив, в наиболее тяжелых случаях владельцы готовы платить брокерам и больше», — делится опытом Людмила Рева, директор департамента брокерских услуг компании ASTERA St.Petersburg. Коллеги с ней в целом солидарны.
В ASTERA St.Petersburg и в Becar Realty Group отмечают, что стали предоставлять клиентам новую платную услугу — представление их интересов в ходе переговоров о пересмотре условий аренды (она весьма востребована как собственниками, так и арендаторами).
Заметнее всего провал по консалтингу. В большинстве фирм число заказов от потенциальных инвесторов и девелоперов на разработку концепции объекта, анализ наилучшего использования участка и т.п. сократилось в разы, что не удивительно.
На общем фоне неплохо обстоят дела у крупных брэндовых компаний (к примеру, у Colliers International и Knight Frank), для которых это направление было одним из приоритетных. Так, Colliers International в феврале выиграла тендер на разработку концепции развития четырех участков одного из промышленных концернов города. ASTERA St.Petersburg в кризис заключила контракт с «Балтийской жемчужиной» на концепцию МФК (около 200000 кв.м), который войдет в состав этого жилого квартала.
Особенно ценится в нынешних условиях госконтракт.
Ценообразование в сфере консалтинга характеризуется сегодня «гибкостью» и «индивидуальным подходом». Практически все компании говорят о скидках в пределах 10-20%, некоторые — и о более существенных дисконтах.
«Мы одними из первых официально объявили, что готовы идти на серьезные уступки — по некоторым позициям вплоть до 50% от докризисного уровня. Сейчас хорошее время для клиентов, чтобы заказывать серьезные исследования», — считает генеральный директор петербургского филиала компании GVA Sawyer Николай Вечер.
При этом консалтинг в чистом виде, по его наблюдению, мало востребован. Клиентов больше интересуют прикладные задачи, поэтому «копать надо глубже». Например, не просто подобрать участок и проанализировать варианты его использования, но и изучить возможность подключения к инженерным сетям.
Популярен относительно недорогой экспресс-консалтинг. Выполненный в течение недели-двух краткий отчет будет содержать основные выкладки, позволяющие клиенту принять решение о судьбе потенциального или реализуемого проекта.
Появляются и специфические продукты. Например, Becar Realty Group предлагает услугу «20х20х20». За 20 дней компания берется проанализировать, как организована эксплуатация конкретного объекта, и продемонстрировать собственнику, на чем можно сэкономить не менее 20% в рублях. «Если мы не справимся с этой задачей, отработаем бесплатно. Если издержки можно снизить, претендуем на 20% от экономии», — рассказывает президент Becar Realty Group Александр Шарапов.
Очень востребованы услуги по оценке. Практически все опрошенные фирмы сейчас усиливают это направление.
Нельзя сказать, что игроки рынка настроены пессимистично. «Сейчас у большинства компаний горизонт планирования — один квартал, — говорит Людмила Рева. — И если в первом квартале 2009-го основная задача — удержаться на рынке и стабильно работать, то уже со второго мы нацелены на увеличение оборотов».
«Мы хотим заработать на кризисе», — без излишней скромности заявляет Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC. Александр Шарапов намерен вскоре завершить сделку по приобретению нескольких провинциальных компаний, специализирующихся на эксплуатации и клининге: «Это позволит нам стать мощной сетевой структурой в секторе рынка, где конкуренция пока невелика».
«Многие из нас прекрасно помнят, как выбирались из кризиса 1998-го. Сейчас мы делаем примерно то же, воскрешая прежние рецепты выживания. Главный из них — больше работать», — констатирует генеральный директор Maris Properties/CBRE Борис Мошенский.
Анастасия Ясинская "Недвижимость и строительство Петербурга" № 8(542) 02-03-2009, c.14