Кинотеатры в торговых центрах — «фишка» или большой бизнес?
Если говорить о статистике, то в Москве в 2001 г. было чуть больше 100 кинотеатров, а спустя семь лет эта цифра возросла в четыре раза. Показатель провинции пока несколько меньше, но и там рост количества кинотеатров впечатляет. Впрочем, о появлении новых самостоятельных «очагов культуры» речь не идет. Весь фокус в размещении современных кинозалов в торгово-развлекательных комплексах (ТРК). Сегодня это неотъемлемая часть едва ли не всех ТРК, возводимых не только в Москве, но и по всей России.
Тут же пошли разговоры о том, что в стране начал возрождаться интерес к просмотру фильмов на большом экране, а время «домашнего киновидео-потребления» ушло в небытие. Вот только статистика — вещь упрямая, и оптимистичные заявления о любви российской публики к большому экрану не подтверждаются фактами. За все семь лет стремительного открытия новых кинозалов доля активных посетителей премьер — тех, кто любит два-три раза в месяц посидеть в мягком кресле под хруст попкорна, увеличилась лишь на 1%. В регионах этот показатель оказался еще меньше. Правда, чуть больше стало тех, кто изредка наведывается в кинотеатры, вот только, как говорят социологи, эта категория посетителей погоды не делает. Есть и другие цифры. Ежегодно растет финансовый объем рынка киноиндустрии. Только в прошлом году он составил 30%, да и в нынешнем году данная тенденция продолжается. Но увы, произошло это не за счет повышения активности зрителя, а в результате взлета цен на билеты.
В этой ситуации резонен вопрос: а зачем тогда девелоперы размещают кинозалы в торговых центрах? Ради привлечения покупателей в магазины? Или это следствие интереса к ТРК со стороны самих сетевиков-киношников? Попробуем разобраться.
«Как правило, кинотеатры в торговых комплексах являются якорными арендаторами, — говорит Андрей Бушин, генеральный директор компании «МИЭЛЬ- Коммерческая недвижимость». — Этим операторам интересно арендовать место в ТРК, поскольку в таком случае увеличивается поток посетителей и снижается арендная ставка за счет большого объема площадей. Девелоперские компании часто вписывают «киноякорь» в план торгового объекта еще на этапе разработки концепции. Ведь для создания кинотеатра необходимо предусмотреть все технические условия, например высоту потолков".
Большинство экспертов считают кинотеатры, размещаемые в ТРЦ, потенциальными помощниками ретейлеров. Как правило, постоянный зритель, когда у него появляется необходимость что-нибудь приобрести, пойдет именно в полюбившееся ему место, туда, где он постоянно смотрит фильмы.